УРОК 3 (часть 1) В УНИВЕРСИТЕТЕ
Русские всегда стремились учиться, приобретать новые знания. Об
этом свидетельствует множество русских пословиц. Вот некоторые из них:
Ученье свет, а неученье тьма
Учиться никогда не поздно
Учиться всегда
пригодится
Не стыдно не знать, стыдно не учиться
Наверное, и в Вашем родном языке есть много выражений об учении и
знаниях, а их смысл, как и смысл русских пословиц и поговорок,
такой:
Век живи – век учись!


Ум, способности, сообразительность или отсутствие этих качеств в
молодом человеке отражаются во фразеологизмах со словом "голова".
Часто встречаются противопоставления по признаку «умный –
глупый»: с головой, иметь голову на плечах, голова на плечах, светлая голова
– без головы, дурья голова, пустая голова, без царя в голове, дубовая голова.
Светлая голова - человек, который умеет ясно и логично
мыслить. Если кто-либо обладает не только ясностью ума, но и
сообразительностью, то о нём русские скажут: у него есть голова на плечах.
Все названные фразеологизмы оценивают умственные способности человека.
Говоря о сообразительном, догадливом, понятливом человеке, русские
могут использовать просторечный фразеологизм голова варит. Он означает
«голова хорошо работает» у кого-либо, кто-либо «сообразителен, умён».
Такие студенты не только хорошо, но и быстро соображают, усваивают
новую информацию. И в этом случае можно сказать: ловить на лету (с лёту), схватывать (хватать) на лету, которые имеют
значение «быстро, легко понимать, усваивать».
Но далеко не все молодые
люди обладают выдающимся умом. Если речь идёт о человеке, обычном по своим способностям, то
русские могут использовать фразеологизмы звёзд с неба не хватает и пороха
не выдумает. Первый из этих фразеологизмов имеет значение «ничем не
выдающийся, средних способностей»; второй – «не отличающийся
сообразительностью, не очень умный». Почему во втором фразеологизме упоминается
порох? Дело в том, что изобретение пороха в своё время было выдающимся
открытием. А заурядный, обычный человек на выдающиеся открытия не
способен. Как, впрочем, и достать звезду с неба.
Некоторые русские фразеологизмы связывают глупость человека с тем, что у него в
голове вместо мозга солома, каша: у кого-либо каша в голове (кто-либо
путано мыслит), солома в голове, голова соломой набита (кто-либо глуп,
несообразителен).
Примеры:
Ты говоришь глупости, у тебя не мысли, а каша в голове.
Как же можно совершать такие глупые поступки, голова как будто
соломой набита.
Ум человека проявляется не только в сообразительности, богатых и
разносторонних знаниях. Мы часто говорим об уме, который человек приобретает благодаря жизненному опыту. В русской фразеологии человек,
имеющий богатый жизненный опыт, часто сравнивается с каким-либо
животным или птицей, на которых много охотились – стреляли, травили
собаками, или с пищей, едой.
Вот некоторые из них: стреляный воробей,
стреляная птица, старый (травленый) волк, тёртый калач.
Пример: Его не так просто обмануть – он тёртый калач.
В речи русских вы часто можете услышать собаку съел (на чём-либо, в чём-либо), которая обозначает «имеет большой опыт, основательные
знания в чём-либо».
Пример: Он в таких делах собаку съел.
В русском языке есть и фразеологизмы, которые выражают
отсутствие жизненного опыта, наивность, незрелость: желторотый птенец
(очень молодой, неопытный, наивный человек), (у кого-либо) молоко на
губах не обсохло (кто-либо совсем ещё молод и неопытен).
В основе первого
фразеологизма лежит сравнение неопытного человека с птенцом, который
только что вылупился из яйца. Во втором фразеологизме содержится намёк
на то, что молодой человек ещё недавно питался молоком матери и не успел
приобрести жизненного опыта.
Примеры: Он ещё как ребёнок, не может самостоятельно принимать решения, у
него молоко на губах не обсохло.
По сравнению с нами он выглядел желторотым птенцом: нигде не
работал, женат не был, жизни не видел.
ЗАДАНИЕ: напишите в комментариях по 5 фразеологизмов из Вашего родного языка по теме "Учение, знание, опыт", приведите примеры.
Комментарии
Отправить комментарий